Словарное определение бутика – небольшой магазин, как правило, очень модный и очень дорогой. А если вместо слова “магазин” поставить “отель”, то можно получить название нового тренда в гостиничном бизнесе.
Идея создания бутиков-отелей возникла давно, однако материализовалась только в начале 1990-х годов. Первопричиной послужило бешеное развитие индустрии товаров категории люкс и увлечение всем уникальным и созданным “специально для” – будь то мебель, одежда, духи или путешествия. Сетевые отели с их клонированной по всему миру архитектурой, качественным, но стандартным сервисом и однообразно-безликими номерами в эту концепцию уникальности уже никак не вписывались. Сегодня от гостиницы требуется быть зеркалом, отражающим индивидуальность клиента. Концепция бутиков-отелей довольно проста: “необычные отели для необычных людей”. Главный критерий – уникальность. Собственные дизайн и идея должны быть у каждого этажа, лобби, комнаты и даже ванной. Их потенциальный клиент – искушенный путешественник, который ищет не столько комфортного ночлега, сколько новых впечатлений и эмоций. Постоялец бутика-отеля, с одной стороны, должен себя чувствовать так же спокойно и уютно, как дома, с другой стороны, ему ничто не должно напоминать о доме. Более того, он мечтает пожить в интерьере, который у себя в квартире никогда бы не решился воплотить из-за дерзости и нестандартности проекта. Именно поэтому к созданию таких отелей привлекают исключительно звездных дизайнеров, проектирующих все или почти все – от фасада здания до держателя салфеток. В их число вошли, например, звездные французы Филипп Старк и Жан Новель, англичанка Анушка Хемпель.
Еще одним требованием является камерность, которую обеспечивает небольшое по сравнению с сетевыми отелями количество номеров, обычно от пяти до двух сотен. Но самое важное для бутика-отеля – это дизайнерская идея и выдержанный стиль. Так, в основу стиля нескольких отелей в Сан-Франциско положены концепции известных СМИ-изданий. Дизайнер отеля Rex вдохновлялся эстетским журналом The New Yorker: на диванах в лаунж-зонах отеля модно найти свежие литературные сборники, практикуются поэтические чтения вслух. В отеле Nob Hill Lambourne, обустроенном в стиле журнала Men’s Health, прибывшим гостям предлагают в качестве приветствия вытяжку из морских водорослей и витамины. А отель с лаконичным названием The Hotel, расположенный в Люцерне, дизайнер Жан Новель превратил в настоящую видеоинсталляцию: на потолки в номерах и лобби отеля проецируются кадры киноклассики. Пожалуй, самыми показательными образцами можно назвать бутики-отели, созданные дизайнером Филиппом Старком для владельца отелей Яна Шрегера. В качестве стиля он выбрал его отсутствие, точнее, смешение несколько исторических стилей. Вышел гротеск: в интерьере соседствуют знаменитые красные диваны в форме губ, спроектированные Сальвадором Дали, и серебристые кресла с ручками в виде лебедей. Страусиные перья, золото, фиолетовый бархат, сталь, металл и стекло – все эти материалы и фактуры можно увидеть в интерьере фирменных “старковских” отелей, среди которых лондонские Sanderson и St. Martins Lane, нью-йоркский Hudson и Clift в Сан-Франциско.
Москва недавно тоже обзавелась своим первым бутиком-отелем Golden Apple. В доме эпохи модерн в центре города дизайнер Рафаэль Шафир создал современный интерьер из мрамора, дерева и сланца, расцветив его яркими красками. Кто знает, возможно, в Москву скоро потянутся вереницы дизайнеров-создателей отелей и верных их стилю путешественников.
Средняя: