Есть поезда, назвать которые “транспортом” язык не поворачивается. Стержнем путешествия на них становится отдых. Отдых со всеми удобствами и безупречным сервисом. Речь идет о люкс-экспрессах, прозванных “гранд-отелями” на колесах. Они дают возможность любоваться видами самых красивых уголков мира, погружаясь в особую атмосферу прошлых десятилетий, когда железнодорожные вояжи были уделом людей самых богатых и самых высокопоставленных.
Собственно, потому вагоны тех времен куда роскошнее современных… Шикарные отдельные апартаменты для пассажиров, вагоны-рестораны с элитной кухней, уютные салоны-бары, обзорные вагоны-“павильоны” с панорамными окнами – все это существует и сейчас, в XXI веке. Путешествия на люкс-поездах ныне стали излюбленным отдыхом звезд мировой политики, бизнеса и культуры.
Прикоснуться к легенде
Самый известный из люкс-поездов – “Venice Simplon-Qrient-Express” – ведет родословную от знаменитых “Восточных экспрессов”, связавших в конце XIX века Европу и Азию.
Первые пассажиры “Qrient-Express” были поражены – по устланным восточными коврами коридорам бесшумно сновала вышколенная прислуга, в вагоне-ресторане подавались те же блюда, что и в парижском “Ритце”, откуда, собственно, и переманили шеф-повара. Завершив трапезу, представители высшего общества перебирались в “сигарный” вагон и, устроившись в креслах, обтянутых испанской кожей, попыхивали “гаванами” и вели неспешные разговоры…
Воскресить былое величие знаменитого поезда удалось сравнительно недавно. Предприниматель Джеймс Шервуд потратил несколько лет и $ 16 млн на приобретение и реставрацию старинных вагонов. Под именем “Venice Simp-Ion-Orient-Express” легенда получила второе рождение. Сегодня путешественники, следующие на этом экспрессе по маршруту Лондон – Венеция, могут оценить мягкость хода сразу двух типов старинных люкс-вагонов. Британский отрезок пути от лондонского вокзала Виктория до порта Фолкстон обслуживают знаменитые “пульманы”. Дорога до Ла-Манша пробегает незаметно за бокалом шампанского и обедом на борту “British Pullman”. Этот поезд технически не стыкуется с материковыми стальными магистралями, поэтому после пересечения пролива на пароме путешественники пересаживаются во Франции в ретро-вагоны “Wagons-Lits” фирменных сине-золотых цветов. Обслуживающий персонал также щеголяет в синей форме, сверкающей золотом пуговиц и лампасов. Предупредительный стюард, встретив путешественников на перроне, проследит за погрузкой багажа и проведет их в “номер”.
Ажурные полки купе не предназначены для громоздких чемоданов – их помещают в багажном вагоне, а пассажирам предлагают взять с собой только поклажу с теми вещами, которые могут понадобиться во время недолгой, в общем-то, поездки: от Лондона до Венеции поезд идет два дня.
Поездка в стиле ретро
Это может показаться странным, но прямой потомок “Восточного экспресса” в плане комфорта заметно проигрывает другим люкс-поездам. Дело в том, что владельцы этого состава решили ни на йоту не отходить от оригинала, сохранив компоновку вагонов и техническое оснащение в точности, как в начале XX века. При всем великолепии внутреннего убранства ретро-поезд обходится без новомодных душевых кабинок и кондиционеров, на весь вагон – два туалета. Зато, как и век назад, в распоряжении пассажиров каждого купе – своя умывальная кабина (она полностью закрывается полукруглыми деревянными створками) с холодной и горячей водой, радиатор с регулировкой температуры воздуха.
В тщательно отреставрированных вагонах до мельчайших деталей воссоздано их первоначальное оформление в стиле “ар деко”. Здесь на всем лежит флер прежней эпохи: дерево ценных пород, бронзовые ручки, шторы из генуэзского бархата…
Художественное своеобразие “Wagons-Lits” дополняется исторической интригой. Спальный вагон под номером 3309 был в составе поезда, который в 1929 году застрял на десять дней из-за снежного заноса вблизи турецкой деревушки. Этот случай лег в канву знаменитого романа Агаты Кристи “Восточный экспресс”. Вагон номер 3425 известен принадлежностью к поезду, обслуживавшему короля Румынии. После свержения венценосец бежал в Швейцарию на “Восточном экспрессе”, прихватив с собой сокровищницу.. По коридору этого вагона хаживал и болгарский король Борис III. Его Величество слыл большим энтузиастом железных дорог и в пределах своих владений предпочитал самолично “рулить” роскошным составом из кабины машиниста.
Купе в “Venice Simplon-Orient-Express” рассчитаны на одного или двух пассажиров – в этом случае спальные места расположены одно над другим. Днем стюард опускает верхнюю полку, она становится спинкой дивана, и спальня превращается в уютную комнату. Все купе меблированы мини-сервантом, банкеткой, примыкающим к окну столиком с изящным бра. Самый фешенебельный вариант – “двухкомнатный” сьют, в котором спальные покои обычного купе дополняет просторная гостиная с софой.
Из жизни высшего света
Путешествие на “Восточном экспрессе” позволяет не только погрузиться в роскошь “ар деко”, но и принять участие в светском рауте под мягкий перестук колес. Разумеется, показываться в кругу истеблишмента в джинсах бестактно. Дневной гардероб мужчин допускает стиль casual, но чаще включает в себя пиджак и галстук. К ужину джентльмены надевают темный костюм или смокинг, а леди появляются в вечерних платьях. Многие модницы специально к этому турне запасаются нарядами в стиле 20-х годов. Между прочим, на борту “Восточного экспресса” нет запрета на курение, за исключением обеда и ужина в вагонах-ресторанах. Правда, в одном вопросе устроители вояжа изменили ретро-стилю: нынешних путешественников просят воздержаться от курения трубок и сигар.
Ресторанов в этом поезде три: “Lalique”, “Etoile du Nord” и “Chinoise”. Выбор места и времени трапезы зависит от желания пассажиров. Кухней заведует французский шеф-повар, а к столу шедевры кулинарии подают официанты-итальянцы. Вот типичное меню: омары, фондю из груш, филе барашка с картошкой в кокотницах, ассорти сыров, блинчики с черной икрой… Великолепие ресторанных интерьеров дополняют столовые приборы из серебра и хрустальные бокалы. В винной карте (свыше 60 позиций) преобладают знаменитые марки Бордо и Бургундии. Среди них “Chateau Mou-ton-Rotschild” 1982 года, “Chateau de Sales” урожая 1995 года из Помероля, “Chateau La Tour de By” из Медока, “Chassagne Montrachet”…
Гастрономические удовольствия начинаются с самого утра, когда, деликатно постучавшись в дверь, стюард в белоснежных перчатках подает поднос с завтраком прямо в постель. Радость пробуждения предлагается подкрепить свежим апельсиновым соком, пирогом с клубничным конфитюром, медом и чашкой кофе. К завтраку прилагается свежий номер “International Herald Tribune”. А ровно в пять часов дня столик купе украсят чайник, блюдце с бисквитами и прочие реквизиты традиционного файф-о-клока.
Маршруты и столицы
Путешественники, в чьи планы не входит пересекать большую часть Старого Света, могут предпринять вояж покороче, ограничив его промежуточными пунктами следования экспресса. На “коронной” дистанции Лондон – Венеция (есть и аналогичный рейс в обратном направлении) поезд делает остановки в Париже, Цюрихе, Сен-Антоне, Инсбруке, Вероне.
Помимо этого самого престижного европейского тура, на “Восточном экспрессе” можно совершить поездки по маршрутам Венеция – Рим, Венеция – Будапешт – Лондон, Венеция – Вена – Лондон, Венеция – Прага – Париж – Лондон. Недавно организаторы включили в список путевых листов многодневные турне из Парижа в Стамбул (через Будапешт и Бухарест), а также из Стамбула в Венецию, пролегающий через те же города. Эти путешествия дополнены экскурсиями и остановками на ночлег в фешенебельных отелях.
Чтобы пощадить поезд-реликвию от суровых условий зимы, “Venice Simplon-Orient-Express” курсирует только с марта по ноябрь. “О поездке следует позаботиться заранее, заказав билеты примерно за месяц до даты отправления поезда, – рекомендует начальник отдела туристической компании “Содис” Ирина Мануильская. – Точное расписание всех маршрутов планируется на год вперед”.
Гастрономическое путешествие
По железным дорогам Великобритании ходят два поезда, совершающие довольно специфические рейсы. Эти туры адресованы любителям изысканных блюд.
Во-первых, это уже знакомый нам “British Pullman”. В те дни, когда он не обслуживает английский маршрут “Восточного экспресса”, роскошный состав используется для коротких вояжей по туманному Альбиону.
Каждый из одиннадцати вагонов, словно яхта, имеет собственное имя. Например, вагоны “Minerva” и “Perseus” были задействованы в торжествах по случаю коронации королевы Елизаветы в 1953 году.
Большинство предлагаемых туров рассчитано на один день; маршруты, как правило, начинаются и заканчиваются на лондонском вокзале “Виктория”. Публика на своих местах особо не засиживается, поскольку главным достоянием поезда являются вагоны-рестораны – а их здесь пять! Пассажиров-гурманов потчуют, к примеру, непревзойденным овощным супом с уэльскими гренками с сыром, нежнейшими тефтелями из мяса ягненка, жарким из грудок диких голубей, сыром “Great British” с индийской приправой “chutney”… Собственно, ради лукулловых пиршеств обычно и затевается этот вояж, а экскурсии по достопримечательностям британских городов служат своего рода культурным довеском к гастрономическим изыскам. Поскольку на борту поезда нет спальных диванчиков, более длительные путешествия на два-три дня предусматривают остановки для ночлега в гостиницах.
На “Британский пульман” очень похож поезд “Northern Belle”. Экспресс “Северная красавица” курсирует по Центральной, Северной Англии и Шотландии. Здесь вообще нет иных мест, кроме удобных кресел за столиками в шести ресторанах на колесах, куда пассажиры попадают сразу с перрона. Вагоны – “выходцы” из 30-х годов прошлого века – названы в честь британских замков (“Alnwick”, “Belvoir”, “Harlech”…) и подобающим образом декорированы. Чтобы не нарушать атмосферу уюта и расслабления, пассажиров просят выключить мобильные телефоны.
Кроме традиционных маршрутов одного дня “Northern Belle” два раза в год отправляется в недельный гранд-тур с заездами в Йорк, Эдинбург, Йоркшир, Манчестер, другие города. На ночь, разумеется, пассажиры располагаются в отелях по пути следования. “Северная красавица” отчаливает в это звездное турне с перрона вокзала “Виктория” под музыку шотландских волынщиков. Цена поездки соответствует ее королевской пышности – около $5.000 с человека.
Шотландский связной
Экспресс “Royal Scotsman”, может, и уступает вышеназванным поездам по части родословной. Но зато однозначно превосходит их по комфорту.
За обшивкой спальных вагонов – полноценные апартаменты с кроватью, софой, платяным шкафом, зеркалом, элегантными бра. Конечно, есть в “номере” и ванная комната с душевой кабинкой и туалетом. Полы устланы мягкими коврами: а если пассажирам захочется выпить шампанского прямо в купе, то здесь уже стоят хрустальные бокалы…
Отличный вид на проплывающие за бортом пейзажи открывается из панорамных окон специального обзорного вагона. Вдоль его стен установлены диваны с обивкой в шотландскую клетку и множеством подушек, по-домашнему уютные торшеры и кадки с цветами, внушительных размеров кресла. Сидя в них. можно “медитировать” часами, особенно если в руке – стакан элитного односолодового виски из здешнего бара.
Пассажирам “Королевского шотландца” на выбор предлагаются местные блюда или деликатесы континентальной части Европы. Для обеда в приватной обстановке лучше подойдет ресторан “Victory” со столиками на двоих. Расширить круг знакомств легче в вагоне-ресторане “Raven” с большими столами на шесть и восемь персон.
Палитра маршрутов “Royal Scotsman” необычайно широка. Помимо обзорных туров “по горам, по долам” Шотландии организаторы предусмотрели множество тематических вояжей для интересующихся гольфом, рыбалкой, охотой, историей местных замков… Особым успехом у знатоков пользуется круиз “Шотландское виски”. Его программа трогательно лаконична: “Прибытие в Кейт. Посещение вискикурни “Strathisla”. Дегустация. Прибытие в Эльджин. Экскурсия на вискикурню “Macallan’s”. Дегустация. Прибытие в Блэр-Этхолл. Экскурсия на вискикурню “Edradour”. Дегустация”… И так – четыре дня. Для пресытившихся пассажиров организаторы заготовили дублирующие варианты – вместо очередной встречи с гостеприимными вискикурами можно побродить по старинному шотландскому замку или познакомиться с фабрикой шерстяных тканей. Наконец, если все развлечения стандартных туров бьют мимо цели, можно закупить “Royal Scotsman” целиком и отправиться в собственный вояж – были бы деньги и железнодорожная колея рядом с объектом интересов.
Самый восточный экспресс
В Азии есть свой “Восточный экспресс” – “Eastern and Oriental Express”. Его маршрут пролегает через территорию трех стран – Таиланда, Малайзии и Сингапура.
Стилизованные под старину вагоны фешенебельного “отеля на колесах” были построены не так давно и вполне отвечают современным представлениям о комфорте. Все купе люкс-поезда двухместные, в каждом имеется ванная комната с душем и туалетом. Мощная система кондиционирования избавит туристов от жары. Этот состав располагает двумя гигантскими по железнодорожным меркам “президентскими” апартаментами размером с полвагона. Купе меньшего ранга по компоновке и размеру делятся на “Pullman” с двухъярусными кроватями и “State”, где спальные места находятся на одном уровне.
Интерьер вагонов являет гармоничное сочетание колониального стиля и восточных мотивов. Резные панели, обитая шелком мебель. Оформление вагона-ресторана тоже выдержано в местных традициях. А чтобы пассажиры и во время трапезы могли наслаждаться видами тропических джунглей или рисовых полей, обеденный зал окружен уникальным панорамным остеклением.
Взяв билет на этот “Восточный экспресс”, вы попадаете в неповторимую атмосферу восточного гостеприимства. Персонал, состоящий из малайцев и танцев, готов выполнить любое поручение и едва ли не угадывает малейшие пожелания пассажиров. Пока гости наслаждаются кулинарными шедеврами за ужином в вагоне-ресторане, стюард превратит элегантную гостиную в уютную спальню. По утрам он сервирует прямо в купе, легкий завтрак – круассаны, чай или кофе, соки и фрукты. Свято почитаются на борту поезда и “пятичасовые” традиции английского чаепития.
Одна из изюминок этого поезда – собственная библиотека с читальным залом. Другая местная достопримечательность обзорный вагон, который замыкает состав. С его открытых площадок, уютно устроившись в плетеных креслах, путешественники любуются окрестными пейзажами. Наибольшей популярностью пользуются места на заднем балкончике этого вагона.
Самое длительное путешествие “Eastern and Oriental Express” начинается в Сингапуре, а через восемь дней поезд доберется до железнодорожной платформы в Чиангмай, втором по величине городе “Шиланда. Более короткие варианты маршрута являются частью этого грандиозного турне. По ходу поездки туристам выпадет возможность познакомиться с причудливым переплетением архитектурных стилей в столице Малайзии Куала-Лумпуре, осмотреть храмовые комплексы бывшей кхмерской столицы Аюттхая, запечатлеть на пленку знаменитый мост через реку Квай. Кстати, в ходе этой остановки запланирован небольшой речной круиз на корабле.
Большое африканское турне
По рельсам, рассекающим просторы Африки, тоже можно совершить незабываемое путешествие в купе люкс-поезда. К услугам туристов – два таких состава.
“Rovos Rail”
В вагонах этого поезда на заре прошлого века путешествовали не толь-; ко местные богачи, но и I августейшие особы Европы. Сохранив после глубокой реставрации королевский лоск, поезд наполнился современной начинкой. Но все атрибуты комфорта – кондиционеры, мини-холодильники, ванные комнаты с горячей и холодной водой – имплантированы в купе столь искусно, что не мешают погружению в прошлое. Особенно ясно дыхание ушедшей эпохи ощущается, когда на некоторых участках пути в состав вместо локомотива “впрягается” пыхтящий паровоз.
По размерам и роскоши иные номера-купе напоминают дворцовые покои. Шутка ли – в поезде 20 вагонов, но рассчитаны они на одновременный прием лишь 72 пассажиров. Гостям предлагается два варианта апартаментов. Первый – “королевские” сьюты в викторианском стиле площадью 16 квадратных метров с просторным холлом, двумя креслами, письменным столом. Правда, такой номер не подойдет для свадебного путешествия – новобрачных вряд ли устроят две раздельные кровати. Де-люкс-сьюты чуть менее помпезны. Зато здесь имеются двуспальные кровати и ванная (помимо стандартного для всех купе душа). Путешествующим в делюксе ничто не помешает подолгу нежиться в теплой воде, наблюдая, как за окном пробегают африканские пейзажи.
Собираясь на роскошный ужин в вагон-ресторан, принято соблюдать определенный dress-code: для дам это вечернее платье, для джентльменов – костюм с галстуком или смокинг. Завершить вечернюю программу можно в вагоне-гостиной, отделанной красным деревом, проведя час-другой за партией в преферанс или покер…
Маршруты “Rovos Rail” проходят по самым живописным уголкам Африки – от национального парка Крюгера до пустыни Намиб. Пролегающий через всю Южно-Африканскую Республику люкс-круиз “Кейптаун – Претория” интересен уже тем, что эту трассу прокладывали еще первые поселенцы. Дорога сулит немало ярких впечатлении, включая знакомство с пропитанным духом “алмазной лихорадки” городком Кимберли. Большой популярностью пользуется маршрут от Кейптауна до Дар-эс-Салама в Танзании. Выбравшие это 13-дневное путешествие смогут испытать весь спектр африканских приключений, в том числе сафари в парке Серенгети.
“Blue Train”
“Поезд богемы”, как его нередко называют, – это внушительный состав общей длиной 380 метров. Он может принять на борт 82 пассажира.
За стенами синих вагонов скрывается роскошь аристократического особняка. В каждом сьюте есть ванные комнаты с мраморным полом. Это, пожалуй, самый продвинутый в техническом плане люкс-экспресс. Его апартаменты буквально нашпигованы высококлассной аудио – и видеоаппаратурой. К услугам пассажиров – огромная коллекция видеофильмов и музыкальных компакт-дисков.
Разумеется, наблюдать за окрестными пейзажами можно из окон. Однако многие путешественники считают, что лучший ракурс открывается из клубного вагона, где на большой экран проецируется изображение с видеокамеры, установленной на носу локомотива.
Средняя: